Комедия дель арте родилась в Средние века. Это был особенный род театрального искусства, основанный на сюжетной декламации. Вместо того чтобы писать сценарий, автор, можно сказать, ограничивался придумыванием основной интриги — некоей общей событийной канвы. Актерам же предписывалось следовать указанной канве, однако при этом импровизированные реплики на сцене отнюдь им не возбранялись. Такой подход к исполнению, помимо богатой фантазии, остроумия и мимического искусства, зачастую необходимого для подкрепления словесных изысков, требовал еще и идеальной сыгранности. Поэтому успех завоевывался многими часами изнурительных репетиций, так что веселая итальянская комедия масок для ее исполнителей была школой суровой и безжалостной. Комедия дель арте родилась на балаганных подмостках больших и малых средневековых ярмарок — с их акробатами, паяцами, бродячими бардами, мало-помалу объединявшимися в настоящие труппы. На ярмарках публике являли удивительные чудеса, например эликсир любви, или вечной жизни, но перед этим на подмостки выходили паяцы со своими сценками и пантомимами, рассчитанными на одного-двух актеров. Барды тоже развлекали зевак, нараспев рассказывая истории, а порой и подкрепляя свой рассказ пантомимой.
Маски участвуют в комедии Дель Арте
Маски итальянской комедии дель арте узаконены древней традицией, связанной с практикой травестии, — ключевым обрядом карнавала. Однако у каждого региона Ита-лии непременно есть одна «главная» маска — маска персонажа, представляющего и символизирующего этот регион. Вот наиболее известные герои комедии дель арте: слуги, или дзанни, такие, как Арлекин и Бригелла; купец Панталоне; испанский солдат Матаморос и капитан Спавента; юные влюбленные Изабелла, Аврора, Флавий и Ле-лий; ученый муж доктор Баланцоне, а также Пульчинелла и Коломбина.
Почему этот жанр называется комедией Дель Арте?
Под словом «арте» («Arte» — «искусство») имеются в виду ловкость, мастерство, изобретательное остроумие, искушенность в пантомиме и гимнастике. Те, кто желал подвизаться на этом поприще, должны были на деле доказать, что обладают множеством разнообразных талантов. Этот театр, первоначально рассчитанный на простонародье, очень скоро полюбился и знати, так что многие труппы («Джелози», «Федели», «Унити») приглашались к европейским королевским дворам (особенно увлекались комедией дель арте французские монархи). Высоко ценилась труппа «Comedie Italienne» («Итальянская комедия»).