Комедия масок Дель Арте

Комедия дель арте родилась в Средние века. Это был особенный род театрального искусства, основанный на сюжетной декламации. Вместо того чтобы писать сценарий, автор, можно сказать, ограничивался придумыванием основной интриги — некоей общей событийной канвы. Актерам же предписывалось следовать указанной канве, однако при этом импровизированные реплики на сцене отнюдь им не возбранялись. Такой подход к исполнению, помимо богатой фантазии, остроумия и мимического искусства, зачастую необходимого для подкрепления словесных изысков, требовал еще и идеальной сыгранности. Поэтому успех завоевывался многими часами изнурительных репетиций, так что веселая итальянская комедия масок для ее исполнителей была школой суровой и безжалостной. Комедия дель арте родилась на балаганных подмостках больших и малых средневековых ярмарок — с их акробатами, паяцами, бродячими бардами, мало-помалу объединявшимися в настоящие труппы. На ярмарках публике являли удивительные чудеса, например эликсир любви, или вечной жизни, но перед этим на подмостки выходили паяцы со своими сценками и пантомимами, рассчитанными на одного-двух актеров. Барды тоже развлекали зевак, нараспев рассказывая истории, а порой и подкрепляя свой рассказ пантомимой.




Маски участвуют в комедии Дель Арте

Маски итальянской комедии дель арте узаконены древней традицией, связанной с практикой травестии, — ключевым обрядом карнавала. Однако у каждого региона Ита-лии непременно есть одна «главная» маска — маска персонажа, представляющего и символизирующего этот регион. Вот наиболее известные герои комедии дель арте: слуги, или дзанни, такие, как Арлекин и Бригелла; купец Панталоне; испанский солдат Матаморос и капитан Спавента; юные влюбленные Изабелла, Аврора, Флавий и Ле-лий; ученый муж доктор Баланцоне, а также Пульчинелла и Коломбина.

Почему этот жанр называется комедией Дель Арте?

Под словом «арте» («Arte» — «искусство») имеются в виду ловкость, мастерство, изобретательное остроумие, искушенность в пантомиме и гимнастике. Те, кто желал подвизаться на этом поприще, должны были на деле доказать, что обладают множеством разнообразных талантов. Этот театр, первоначально рассчитанный на простонародье, очень скоро полюбился и знати, так что многие труппы («Джелози», «Федели», «Унити») приглашались к европейским королевским дворам (особенно увлекались комедией дель арте французские монархи). Высоко ценилась труппа «Comedie Italienne» («Итальянская комедия»).



This entry was posted in История про все, Комедия масок Дель Арте. Bookmark the permalink.