Можно указать три причины распада Тибетского государства: процессы экономического развития Тибета в VII—IX вв., идеологическая борьба сторонников буддизма и старой религии бон, междоусобные войны, вспыхнувшие во второй половине IX в. Экономической предпосылкой распада явилась концентрация земельной собственности в руках местной клановой аристократии. Земли Тибета в VII—IX вв. делились на земли цэнпо (дже-шинг) и родовые вотчины клановой аристократии (сид). Цэнпо за службу, часто тем же клановым вождям, раздавал свои земли в условное владение. Эти земли (кхолюл) могли передаваться по наследству, но их запрещалось продавать, менять, передавать.История Тибета…
На земли сид собственникам выдавался «нерушимый документ», который гарантировал им бессрочное господство и над землей, и над проживавшим на ней населением. В результате успешных завоеваний площадь земель сид резко возросла. С конца VIII в. в Тибете появились и монастырские земли. Земли цэнпо обрабатывали лично свободные крестьяне, которые платили ему налог. Земли сид и кхолюл обрабатывали трэны — крестьяне, личная свобода которых была ограничена. «Трэны — это те непосредственные производители, которые обрабатывали земли или пасли скот своих владельцев, находились в личной зависимости от них и эксплуатировались ими».
Процесс децентрализации сопровождался началом характерного позже для Тибета сращения светской и религиозной власти, концентрации ее в руках одной семьи (клана), члены которой были как светскими правителями региона, так и буддийскими, духовными наставниками его населения.История Тибета…
В основе этого лежало стремление к сосредоточению в одних руках власти над землей и людьми. Каждый местный центр постепенно заводил свой монастырь и воспитывал своих духовных лидеров, нередко предварительно обучив их в Индии.
Регионализм экономический, подкрепленный природной изоляцией отдельных районов Тибета, имел в известной мере своим следствием и сложение различных школ (сект) тибетского буддизма. Так возникли школы последователей Падмасамбхавы — Ньингмапа, Ати-ши — Кадампа, Догми Лоцав — Сакья, Марпы и Миларепа — Кагьюпа (от последней позже отпочковалась школа Кармана). Формирование школ буддизма оформило децентрализацию Тибета идеологически. В ряде регионов страны монастыри постепенно стали брать верх над светской властью.
История Тибета