В июне 1955 г. состоялись выборы в Учредительное собрание Пакистана. Они свидетельствовали о дальнейшем падении влияния правящих кругов. Чтобы удержаться у власти, руководство Мусульманской лиги пошло на некоторые уступки бенгальскому национальному движению. Еще в 1954 г. бенгальский язык был признан наряду с урду государственным языком Пакистана. В августе 1955 г. было сформировано коалиционное правительство Пакистана из лидеров Мусульманской лиги и Объединенного фронта. Вместе с тем, стремясь остановить дальнейший рост национально-демократических движений, правящие круги в октябре 1955 г. провели объединение всех провинций и княжеств западной части страны в единую провинцию Западный Пакистан.
29 февраля 1956 г. Учредительное собрание приняло конституцию, согласно которой доминион Пакистан был провозглашен федеративной Исламской Республикой Пакистан.
Коалиция правых лидеров Объединенного фронта и Мусульманской лиги вызвала недовольство левых и центристских партий, входивших в Объединенный фронт. Весной 1956 г. произошел раскол в Мусульманской лиге в Западном Пакистане, в результате которого возникла Республиканская партия. В сентябре 1956 г. коалиционное правительство лидеров Мусульманской лиги и Объединенного фронта было заменено новым коалиционным правительством Народной лиги и Республиканской партии, возглавлявшимся X. Ш. Сухраварди. Однако и это правительство, просуществовавшее немногим более года, не смогло решить назревших задач.
В обстановке острейшего социального, национального и политического кризиса в стране в октябре 1958 г. произошел военный переворот. Был установлен военный режим во главе с главнокомандующим вооруженными силами генералом М. Ай-юб-ханом, который стал президентом Пакистана. Конституция была отменена, политические партии запрещены. Военный переворот положил начало второму этапу внутриполитической эволюции Пакистана, который длился до 20 декабря 1971 г. и характеризовался прежде всего централизацией государственной власти, ускорением развития капитализма и ростом в связи с этим экономических, социальных и межнациональных противоречий в Пакистане.
В результате переворота укрепились позиции крупной буржуазии и прослойки помещиков, связанной с предпринимательской деятельностью. В интересах прежде всего этих социальных сил военный режим провел ряд реформ. К числу важнейших из них относится аграрная. Закон о ней был принят в январе 1959 г. Он предусматривал установление потолка максимальных размеров помещичьих владений и передачу излишков земли за выкуп крестьянам. При всей ограниченности реформы и непоследовательности в ее проведении она способствовала, во-первых, ускорению развития капитализма в деревне и, во-вторых, расколу и некоторому ослаблению крестьянского движения.
Провозглашенные «новая торговая политика» и «новая промышленная политика» ставили главной целью предоставление максимальных возможностей для деятельности частного сектора и обеспечили многочисленные льготы частному капиталу, особенно крупному. Разносторонняя государственная поддержка крупной буржуазии, включая налоговые льготы, техническую и финансовую помощь, получившая широкое распространение в Пакистане практика приватизации, т. е. передачи на льготных условиях предприятий, выстроенных в государственном секторе, частному капиталу, способствовали быстрому возникновению и росту пакистанских монополий и монополистической верхушки пакистанской буржуазии. Военный режим провел также реорганизацию союзов предпринимателей, при помощи которой верхушка буржуазии получила контроль над этими организациями и, что для нее было очень важно, широкое представительство своих интересов в механизме государственного регулирования экономики.
Эти и некоторые другие реформы в сочетании с репрессиями дали возможность властям стабилизировать обстановку в стране, после чего дальнейшее существование открытой военной диктатуры было сочтено нецелесообразным.
История Пакистана в 1950-х годах