История Пакистана в конце XX в.

20 декабря 1971 г. генерал А. М. Яхья-хан ушел в отставку, передав власть Партии пакистанского народа во главе с 3. А. Бхутто. Время пребывания у власти правительства 3. А. Бхутто (до военного переворота 1977 г.) составляет третий этап политической эволюции Пакистана.



Правительство З. А. Бхутто с 1972 г. приступило к проведению ряда обещанных ППН прогрессивных преобразований. Была провозглашена новая аграрная реформа; национализированы частные коммерческие банки, компании по страхованию жизни, 31 крупная компания в 10 ключевых отраслях промышленности, большое количество предприятий по очистке хлопка, риса, производству хлопкового масла; расширен государственный контроль над деятельностью крупного частного капитала; введены прогрессивные изменения в законодательство о труде, об образовании, расширены права профсоюзов и т. д. Правительство З. А. Бхутто отменило военное положение и легализовало деятельность демократических партий и общественных организаций. 14 августа 1973 г. вступила в силу новая конституция Пакистана.

В области внешней политики также произошли существенные сдвиги. Правительство З. А. Бхутто отказалось от односторонней ориентации на Англию и США, Пакистан вышел из британского Содружества, из военного блока СЕАТО. После встречи руководителей Индии и Пакистана в Симле летом 1972 г. начался процесс нормализации отношений между двумя странами. В 1974 г. Пакистан заявил о признании Бангладеш. Значительно улучшились и расширились отношения Пакистана с СССР и другими социалистическими странами. Были установлены дипломатические отношения с ДРВ, ГДР и КНДР. Президент З. А. Бхутто дважды (в 1972 и 1974 гг.) посещал СССР, что способствовало заключению советско-пакистанских соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, о расширении товарооборота, о сотрудничестве и обмене в области образования, науки, культуры, искусства, спорта. Не менее важным результатом контактов руководителей СССР и Пакистана было то, что они содействовали нормализации обстановки в Южной Азии.

Однако позитивные сдвиги в Пакистане осложнялись негативным влиянием ухудшения ситуации на мировом капиталистическом рынке. Пакистан особенно пострадал от разразившегося в 1974—1975 гг. в капиталистическом мире кризиса перепроизводства, от энергетического и валютного кризиса. В стране стала стремительно расти инфляция. В результате реальные доходы основных масс населения быстро падали.

К тому же и сама политика правящих кругов Пакистана в 1972—1977 гг. отличалась известной непоследовательностью. Со временем это привело к падению популярности и влияния правительства З. А. Бхутто среди различных слоев населения. С одной стороны, социально-экономические мероприятия правительства З. А. Бхутто вызвали сопротивление влиятельных >сил, затронутых этими действиями, — земельной аристократии, крупной и части средней буржуазии, а также чиновничества и офицерства, которых правительство стремилось поставить под более жесткий контроль. С другой стороны, ограниченный характер этих мероприятий, непоследовательность их проведения не могли удовлетворить широкие массы. Таким образом, недовольными оказывались социально-классовые группы, интересы которых не совпадали, а часто были противоположными.

В последние годы своего существования правительство З. А. Бхутто пошло на ужесточение- внутриполитического курса, ограничение провозглашенных конституцией прав и свобод, усиление преследований оппозиции, репрессий. В 1975 г. была запрещена крупнейшая оппозиционная партия — Национальная народная партия (ННП), а ее лидеры арестованы. Это вызвало недовольство политически активных слоев населения. Накопившееся в самых различных ячейках общества недовольство нашло выход в событиях, связанных с парламентскими выборами.

Эти выборы состоялись в марте 1977 г. Правящей партии пришлось бороться на них с блоком девяти оппозиционных партий, в который вошли как правые религиозно-общинные партии, так и Национально-демократическая партия (НДП), возникшая на основе ННП после ее запрещения. Правящая Партия пакистанского народа одержала победу на выборах, однако оппозиционный блок не признал итогов выборов, обвинив правительство в их фальсификации, и развернул широкую антиправительственную кампанию. Активное участие в ней приняли различные слои городского населения, недовольные своим положением, теми или иными мероприятиями правительства. В стране возникла кризисная ситуация. Попытки правительства З. А. Бхутто выйти из нее путем компромисса или при помощи репрессий не дали результатов.Тогда в обстановке растущих политической нестабильности и экономических трудностей в стране в третий раз к власти пришли военные — начался четвертый этап политической эволюции страны. 5 июля 1977 г. в Пакистане было введено военное положение, распущены законодательные органы, смещены центральный и провинциальные кабинеты министров, приостановлено действие конституции. Вся власть оказалась сосредоточенной в руках начальника штаба армии генерала М. Зия-уль-Хака, ставшего главным военным администратором, а в октябре 1978 г. провозгласившего себя президентом страны.

После введения военного положения вся жизнь государства стала регулироваться распоряжениями и президентскими указами генерала М. Зия-уль-Хака. По всей стране стали действовать военные трибуналы. На левые силы обрушились репрессии. Были арестованы также многие руководители прежнего правительства. В апреле 1979 г. был казнен З. А. Бхутто.

Военный режим провозгласил своей главной целью создание в Пакистане «исламского общества». В связи с этим заметно возросла роль религиозных кругов. При правительстве был создан консультативный Совет улемов (мусульманских богословов), мнениями и рекомендациями которого режим М. Зия-уль-Хака обязался руководствоваться в своей деятельности. Высшие судебные органы получили право объявлять недействительным любой закон, противоречащий, по их мнению, исламу. В дополнение к существовавшим ранее налогам были введены исламские налоги.

В мусульманском Пакистане исламизация была призвана обеспечить массовую поддержку режиму М. Зия-уль-Хака. Однако она вызвала как оппозицию прогрессивных групп населения, так и недовольство шиитов и ряда мусульманских сект,, которые понимали исламизацию по-своему и претендовали на то, чтобы самим распоряжаться собранными с их членов средствами. В октябре 1979 г. были запрещены деятельность политических партий и организаций, забастовки, усилена цензура..

При военном режиме М. Зия-уль-Хака вновь усилилось влияние империалистических и гегемонистских сил на внешнюю политику Пакистана. В частности, империалистические круги США стремились использовать Пакистан для своего вмешательства во внутренние дела других стран, агрессивных действий против Афганистана. В Пакистане с фактической санкции военных властей были образованы афганские контрреволюционные организации. На его территории созданы десятки лагерей и баз, где на поступающие из-за границы средства обучались и вооружались диверсанты, забрасываемые в Афганистан. Силы агрессии и реакции блокировали мирные инициативы правительства Демократической Республики Афганистан, направленные на нормализацию отношений между двумя странами и обстановки в регионе.

С приходом к власти в США в 1981 г. администрации Р. Рейгана усилились действия по превращению Пакистана в плацдарм для осуществления стратегических замыслов американского империализма в Южной и Юго-Западной Азии. Особую опасность в этом плане представляло соглашение о предоставлении Пакистану американской военно-экономической помощи на сумму свыше 3 млрд. долл. Общественность Пакистана, широкие слои его населения выражали глубокое беспокойство тем, что их страна все больше втягивалась в агрессивные действия американского империализма.

В феврале 1985 г. в Пакистане состоялись выборы в парламент и провинциальные законодательные ассамблеи, которые проводились на непартийной основе (поскольку сохранялось военное положение, а деятельность политических партий была запрещена). Движение за восстановление демократии, объединявшее крупнейшие прогрессивные и центристские партии, бойкотировало выборы. В апреле 1985 г. в Пакистане было создано гражданское правительство. Однако фактическая власть осталась в руках верхушки офицерского корпуса пакистанских вооруженных сил и гражданской бюрократии. Не претерпели изменений и основные направления внутренней и внешней политики правящего страной блока социально-политических сил, выражавшего интересы верхушечных слоев имущих классов Пакистана.

История Пакистана в конце XX в.



This entry was posted in История Пакистана в конце XX в.. Bookmark the permalink.