В то время большинство государств были монархическими, но существовали и республики. Власть царя не была вполне деспотической, хотя он возглавлял государственный аппарат, войско и суд; еще долго сохранялся совет знати; верховным жрецом царь также не был; не было культа царя-бога с посвящением ему храмов и статуй, требующих поклонения. Не являлись древнеиндийские государства и теократическими. Хотя брахманы и занимали выдающееся место в религиозном культе, судопроизводстве и образовании, но реальное господство в экономической и политической сфере принадлежало кшатриям; царь также почти всегда был кшатрием. В республиках правящая знать также считала себя кшатриями.
Доходы государства складывались из налогов: уже упоминавшейся 1/6 доли урожая, платившейся земледельцами, доли животноводческой продукции, платившейся скотоводами, пошлин, взимавшихся на рынках и переправах, судебных штрафов (от большинства преступлений можно было откупиться уплатой штрафа). В казну попадали выморочное имущество, клады,
доходы от царских монополий (питейные и игорные дома, торговля некоторыми товарами и платные разрешения на разработку полезных ископаемых). Кроме того, имелись и государственные предприятия — верфи, мастерские, рудники. Существовала и трудовая повинность (вишти).
Основными статьями расходов были содержание государственного аппарата, армии, общественные работы (строительство дорог, крепостей, оросительных сооружений), поддержание религиозного культа. Служащие получали жалованье деньгами и натуральными выдачами (зерно, ткани). Некоторые (особенно в провинции) получали право на сбор налога с определенной территории в свою пользу в виде жалованья. Это никак нельзя считать свидетельством феодальных отношений, поскольку тот кому жаловалось право на сбор налога, не становился собственником условий и предметов труда, никакими отношениями зависимости такие пожалования не сопровождались и налогоплательщики могли даже не знать, куда шли вносимые ими платежи.
Сыгравший столь большую роль в истории древней Индии буддизм в своих основных чертах сложился только ко времени царствования Ашоки; о его более ранней форме мы знаем очень мало по собранию буддийских священных текстов, записанному
в I в. до н. э. в Шри-Ланке на языке пали («Палийский канон»). Предания связывают зарождение буддизма с проповеднической деятельностью Сидхартхи Гаутамы (566— 486 гг. до н. э.), кшатрия из пригималайского племени шакьев. В возрасте 29 лет он оставил дом и семью и ушел в отшельники и через семь лет вблизи г. Варанаси начал проповедовать созданное им самим учение. Ученики и последователи называли его Буддой (Умудренным, Просветленным истиной), поэтому за учением утвердилось название «буддизм», а за верующими — «буддисты».