Самым знаменательным и существенным явлением в социально-экономической жизни второй половины существования Тан было крушение надельной системы землепользования. Несмотря на попытки властей предотвратить потерю крестьянами своих наделов, все большее их количество переходило в руки частных землевладельцев, в результате чего сокращалось количество налогоплательщиков. Периодический учет населения с целью перераспределения наделов практически прекратился. Правительство стало искать выход в налоговых реформах.
С 763 г. в некоторых районах страны вместо сопровождавшей надельную систему триады повинностей (поземельный налог, промысловая подать и трудовые отработки) стали брать налог в зависимости от размеров имущества. В 769 г. для этой цели налогоплательщики были разделены на девять разрядов по имущественному состоянию.
Наконец, в 780 г. по инициативе начальника Ведомства налогов Ян Яня была введена универсальная для всей страны система «двух налогов». Она подразумевала двухразовый сбор налогов (летом и осенью) в соответствии с находившимся во владении каждого хозяйства количеством земли. Сумма налогов исчислялась, в деньгах, но выплата его чаще всего производилась натурой.
Реформа 780 г. узаконила сложившееся к тому времени положение в землевладении и землепользовании, практически ликвидировав надельную систему (хотя в отдельных районах страны, например в Сычуани, эта система существовала еще довольно долго). Указанная реформа увеличила доходы казны, ибо под обложение попадали многие неучтенные и «поглощенные» земли «сильных домов», но в то же время она открыла дорогу дальнейшему росту частного землевладения, концентрации земли и развитию арендных отношений, что и стало кардинальной линией в дальнейшей истории аграрных отношений в средневековом Китае.
Совокупность перемен в политических и экономических отношениях в конце VIII в., и прежде всего реформа 780 г., повлекшая за собой значительные изменения в основной сфере производства того времени — сельском хозяйстве, а как следствие этого — во всех областях жизни общества, дает возможность говорить о том, что они знаменуют собой водораздел между раннефеодальными порядками и приходящими им на смену порядками развитого феодализма в Китае.
Одним из последствий реформы было, в частности, усиление эксплуатации крестьянства, так как землевладелец теперь стремился получить с арендатора и прочего зависимого люда еще больше дохода для уплаты части его в виде налога. Ухудшение положения крестьян усугублялось произволом местных властей в условиях ослабления централизации, разорением от войн и междоусобиц.