На территории Бактрии складывается крупнейшее государство древнего мира — Кушанская держава. Сама история ее возникновения и развития была одним из проявлений взаимозависимости исторических судеб и воздействия культурных связей, объединявших различные страны и народы центральноазиатского региона. Выше упоминалось, что по свидетельству античных авторов, Греко-Бактрия, этот естественный предшественник империи Кушан, была сокрушена во II в. до н. э. кочевыми племенами, вторгшимися из-за Сырдарьи. По-видимому эта мощная племенная группа, именуемая в древнекитайских источниках юэчжами, обрушилась на Греко-Бакт- рию. Скорее всего в нашествии приняли участие и другие племена, в частности потомки древних саков.
Вторжение кочевых племен привело к примечательному культурному и политическому синтезу. Первоначально после падения Греко-Бактрии на ее территории существовали мелкие политические образования, в том числе подчинявшиеся вождям кочевых племен, сокрушивших власть греко-бактрийских царей. Вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры, проявили себя рачительными и разумными хозяевами. Ими в I в. до н. э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города. Вскоре один из таких правителей, носивший имя Герай, чеканит серебряные монеты со своим изображением в виде вооруженного всадника, но с надписью, сделанной греческим алфавитом, как бы символизируя связь двух начал—. кочевых традиций и эллинистической государственности. Еще более интересно этническое самоназвание этого правителя — он именует себя «кушанцем». Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел к созданию огромной Куша некой державы.
Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил себе четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, потеснил, а затем и покорил представителей последних греческих династий. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царь царей». Эти события предположительно приходятся на I в. н. э. Новая держава делала попытки расширения своих владений по традиционным путям на юг, за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями показывает, что в состав его подданных вошло и индийское население. При Кадфизе I центр Кушанского государства составляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры. Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства Кадфизе II. Он присоединил к своей державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно вплоть до Бенареса. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского божества Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет династии Кушан сре- ди населения покоренных областей.
I (аибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о датировке его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего оно приходится на первую треть II в. н. э. При Каиишке произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей Стал город Пурушапура (совр. Пешавер). Более всего Канишка известен как покровитель буддизма, одиако в этом скорее всего следует видеть трезвый расчет реального политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки. Зато в изобилии встречаются изображения самых различных богов других религий. Здесь и греческие Гелиос и Гефес, и авестийские Митра и Вретрагна, и многие другие.
Поскольку кушанские владения на западе непосредственно Граничили с Парфией, а на востоке — с городами-государствами на территории современного Синьцзяна, нередки были и военные столкновения с этими государствами. В период, предшествующий возникновению Кушанского государства, парфянское проникновение в Бактрию было весьма значительным, что нашло отражение и в распространении парфянских монет, и в культурных влияниях. Но затем отношения на западных границах кушан на несколько столетий стабилизировалис. Зато упорная борьба развернулась на восточных границах. В 90 г. в Восточном Туркестане появилась кушанская армия. Однако решающих военных успехов добиться кушанам не удалось. Местные владетели, маневрируя между влиянием кушан, хуинов и Китая, в начале II в. полностью восстановили независимость.
Из наследников Канишки наиболее известны Хувишка и Ва- судева, правившие во II в. При них Кушанская держава сохраняла свое могущество.
Однако затем кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Особенно важными были события середины IV в., когда саса- нидские войска вторглись на территорию Бактрнн, а сасаннд- ские наместники на востоке носили титулы «царя кушан» или даже «великого царя кушан». Таков был закат некогда великой империи. Отдельные кушанские владения оставались независимыми, и в конце IV — начале V в. отмечается их некоторое возрождение. В это время происходит благоустройство городов, подправляются обветшавшие укрепления, строятся дворцы. Но единого кушанского государства, простиравшего свои границы от Ганга до Амударьи, уже не существовало. Вскоре вторжения кочевых племен и новое сасанидское давление приводят к упадку и этих позднекушанских правителей.
Кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрни, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения. Интенсивное развитие торговли и ремесел способствовало дальнейшему подъему городской жизни. В торговле все большее значение приобретают денежные отношения. Об этом свидетельствуют многие сотни мелких медных кушанских монет, связанных с розничной торговлей и в изобилии находимых при раскопках как крупных центров, так и мелких поселений. Все это благоприятствовало возникновению новых городов и росту старых центров. Есть основания считать, что значительная часть жителей Бактрии жила в поселениях городского типа. Особенно интересны города прямоугольного плана, построенные под эгидой центральной власти. Здесь налицо четкие градостроительные и фортификационные каноны. Таковы городища Зар-тепе и Дальверзин на юге современного Узбекистана, Беграм и Дильберджин в Афганистане.
Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Большое значение имели торговые связи с западными странами — Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Эта торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Сухопутная дорога уходила на север через Ферганскую долину в Китай. Многочисленные товары, двигавшиеся по этим торговым путям, были очень разнообразны. В Рим шли пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость , сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом н чатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк,кожи и другие изделия. Крупнейшую международную торгое-.Г артерию того времени, как указывалось выше, иногда даже именовали «Великим шелковым путем». Из Рима доставляя ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия стекла и драгоценных металлов, статуи и различные ьншъ. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются аа территории Кушанской империи.
Сама Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийний культ, посвящая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный государственный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, просто сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие.
Едва ли не наиболее значительным достижением кушанского времени является высокий уровень культуры, представляющий собой зенит в развитии древних цивилизаций западней части Центральной Азии. В кушанской культуре при всех ее локальных и временных различиях в творческом единстве были сплавлены достижения древней местной цивилизации древневосточного типа, животворные начала эллинизма, утонченность искусства Индии и порывистый стиль, принесенный кочевыми племенами из степных просторов Азии. Начальный этап этого синтетического кушанского искусства хорошо представлен материалами из погребений знати, открытых советскими археологами в Северном Афганистане на поселении Тилля-тепе. Усопшие были помещены в могилах в богатейших одеждах, расшитых золотыми украшениями. Тисненые и литые золотые застежки, бляшки, ножны кинжалов, подвески щедро украшены вставками из жемчуга, бирюзы и лазурита. Здесь прослеживается несколько художественных традиций, повлиявших на раннекушан- скую культуру. Так, сюжеты и манера исполнения сцен терзания зверей, сцепившихся в непрерывном клубке, фигуры животных, полные напряженной экспрессии, крылатые драконы — все это уводит нас в мир художественной культуры кочевых племен Азии. Другая группа сюжетов представляет чисто античную линию. Таковы фигура воина в парадных доспехах македонского типа, женщина, сидящая на льве, веселящийся силен с ритоном в руках. Многие изображения сложны и пока не могут быть должным образом интерпретированы; возможно, они воспроизводят местные, бактрийские образы, выступающие в сочетании с эллинистическими и индийскими воздействиями.
По находкам монет захоронения могут быть датированы 1 и. до н. э. — первой половиной I в. и, э. Это был уже ранний этап культурной интеграции, истоки замечательной кушанской культуры. Носителями новых культурных эталонов, дающих устойчивый набор от бытовой носуды до предметов культа, становятся кушанские города. Эта своего рода урбанизированная культура проникает, так же как и денежные отношения, в сельские поселения.
Как уже отмечалось, в кушаиский период широкое распространение получил буддизм, памятники которого известны во всех уголках обширного государства. Они, как правило, щедро декорированы скульптурами, рельефами и живописью, Около Термеза, бывшего столицей Северной Б а ктрнн, расположен буддийский пещерный монастырь Кара-тене. Здесь имелся целый ряд строений открытого типа и пещерных келий, Другой монастырь, также находившийся в округе Термеза, Фа яз-тене, наоборот, полностью наземный. Его центральную часть образует двор, по периметру которого шли кельи и молельни, а в центре находился зал общих собраний. Фаяз-тепе богато украшен глиняной раскрашенной скульптурой и живописью, в которой фигуры донаторов (дарителей) выполнены под явным воздействием эллинистического портрета. Буддийское святилище с гипсовой скульптурой открыто в пригороде Дальверзина. Обнаружены на территории Бактрии и руимы другого типичного вида буддийских памятников — ступы, монументальные постройки куполообразной формы, возводившиеся из сырцового кирпича.
Кушанские правители, покровительствуя буддизму, стремились вместе с тем утвердить и авторитет светской власти. Таким памятником династийиого культа являются святилища Сурх-котала, расположенные в Северном Афганистане, к югу от Пули-хумри. Главный храм с алтарем огня находился на высоком холме, укрепленном крепостной стеной. Наверх вела многоступенчатая лестница. В найденной здесь надписи приводится и название всего комплекса — «Храм Каиишка Победителя». Раннекушанский дворец в Халчаяне в Северной Бактрии также связан с династийным культом. Здесь скульптурный фриз воспроизводит героизированные образы знатных лиц, видимо членов местной правящей династии. В отдельных скульптурах ощущаются индивидуальные портретные черты, но без раскрытия внутреннего мира воспроизводимого персонажа.
Наряду с официальными культами и религиями в Путинском государстве бытовали и народные верования. Интереснейшими памятниками, связанными с этими представлениями, являются многочисленные терракотовые статуэтки. Среди них не так уж много буддийских образцов. Предпочтение отдавалось фигурам женских божеств в одеждах, ниспадающих тяжелыми складками, и с культовым сосудом или священным плодом в руке. Скорее всего это один из вариантов женского божества покравительницы плодородия и хранительницы домашнего очага. Недаром подобные фигурки встречаются в каждом доме. Другой характерной чертой массовой народной культуры являются терракотовые фигурки всадников, а то и просто оседланных коней—своеобразная память об основателях Кушанской державы и символ одной из основ ее вооруженных сил. Кушанская культура, тесно связанная с социально-экономически базисом и политической ситуацией, отражает расцвет древных цивилизаций. Кушанскне культурные эталоны оказали значительное влияние на соседние страны и народы.
Это, в частности, наблюдается в другой важной области Средней Азии, Согде, в состав которого входили плодородны: оазисы долин Кашкадарьи и Заравшана. Согд, судя по пшыу, входил в состав Селевкидской державы и Греко- Бактрийского царства. В его столице Мараканде, руины которой и деестны под именем Афрасиаб и расположены на окраине современного Самарканда, отрыты крепостные стены и другие сооружения этого времени. В культуре, даже в глиняной посуде, отмечено влияние греческих рбразцов, а на одном из кубков сделана и греческая надпись.
Видимо, Согд раньше Бактрии попал под власть кочевых племен, Во всяком случае, на его территории существовало несколько владений, правители которых чеканили монеты, подра- жа&шше монетам Греко-Бактрийского царства. В I в. до н. э. иадяиси на монетах стали делаться арамейским алфавитом, приспособленным к согдийскому языку. Трудно судить, насколько значительна была власть правителей, выпускавших эти монеты, ио по крайней мере один из них гордо именует себя «царем царей». В первые века нашей эры в культуре Согда прослеживается воздействие кушанских культурных эталонов; видимо, эта страна была политически зависима от могучего соседа.
Особое положение в древней истории Средней Азин занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна отделилась от Ахеменидского государства еще в V в. до н. э., и хорезмийский царь Фарасман в 329—328 гг. до и. э. явился к Александру Македонскому для переговоров, имея отряд из 1500 всадников. В это время в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно во время продвижения кочевых союзов на юг в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм попадает под власть династии кочевого происхождения. Во всяком случае, когда в I в. выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне помещено изображение конного государя. Кушанскне монеты также встречаются на терри- тории Хорезма, но и местный чекан, видимо, полностью не прерывался.
Типичным городским центром древнего Хорезма является городище Топрак-кала. Его важнейшей частью была цитадель на кирпичной платформе многометровой высоты. Здесь располагался дворцовый комплекс с парадными залами и целый ряд подсобных строений. Залы богато украшены росписью и глиняной скульптурой. Наряду со следами традиции эллинистической портретной школы здесь можно усмотреть и воздействие кушанских эталонов, и даже — в рельефах пасущихся оленей — воздействие художественного стиля кочевой степи. Сам город имеет четкую планировку. Продольные и поперечные улицы разделяли пространство внутри прямоугольника городских стен на правильные кварталы, состоявшие, в свою очередь, из отдельных домохозяйств. В дворцовом комплексе найдены и хозяйственные документы, сделанные распространенной на Востоке арамейской письменностью, приспособленной на этот раз к хо- резмийскому языку. В них, в частности, дан учет членов «домов-семей», т. е., видимо, большесемейных общин, занимавших отдельные домохозяйства топраккалинских кварталов. Численность таких общин колебалась от 20 до 40 человек. Имелись здесь и домашние рабы, причем число их достаточно велико — до 12 человек в отдельных домохозяйствах.
Таким образом, можно видеть, что основные достижения цивилизации западной части Центральной Азии связаны с развитием ряда конкретных культур — бактрийской, парфянской, согдийской, хорезмийской, хотанской. Возможно, в рамках этих стран шел процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности — бактрийскую, парфянскую, согдийскую, хорезмийскую и др. Основные достижения культуры были связаны с развитием городов. В V в. городские центры приходят в упадок, их сменяют укрепленные усадьбы и замки. Как считают советские историки, эти перемены были связаны не только с вторжением кочевых племен — хионитов и эфталитов, — но и с внутренним кризисом древней цивилизации, крушением ее социально-экономических основ.
История кушанов очень интересна.