Древние культуры Монголии, возникшие в степях и пустынях Центральной Азии, были как бы связующим звеном между Средней и Восточной Азией. В настоящее время в нижнем палеолите Монголии можно выделить две технические линии развития: одна связана с грубыми галечными орудиями, другая– с изделиями типа ручных рубил, характерных для нижнего палеолита культур ее западных районов.Вы многое узнайте про историю Монголии.
Наиболее древние комплексы с галечными орудиями исследовались в Западной и Восточной Монголии на р. Байдаргнйн- Гол, в районе Сайн-Шанда, в местности Хулд, в районе Кобдо. Для этих местонахождений характерны орудия типа чопперов, чоппингов, грубых скребел, нуклеусов с простейшей подработкой ударной площадки для снятия крупных отщепов. Все орудия труда отличаются архаичной формой и минимальными усилиями древнего мастера в оформлении рабочего лезвия.
Два местонахождения с галечными орудиями открыты на юго-востоке Монголии. Первое местонахождение расположено в 12 км от Сайнд-Шанда по дороге на Мандах-сомон. Второе — в 40 км от Мандах-сомона по дороге на Ундершил. Оба местонахождения открыты на водораздельных террасах древних водоемов, близких к озерным. Поверхность террас сложена аллювиальными отложениями, среди которых встречаются гальки диаметром до 25 см. Среди обычных, хорошо окатанных галек встречаются в этих пунктах и гальки со следами грубой оббивки.
Второе направление в технической традиции в обработке камня связано с изготовлением изделий типа рубил. В 1969 г. была открыта крупная мастерская в 3 км от горы Ярх, неподалеку от сомона Сурбан-Сайхан. В этой мастерской найдены не случайные, единичные экземпляры бифасов, а многочисленные серии, свидетельствующие о широко развитой технике двусторонней обработки изделий, близкой к мадрасской Южной Индии и аббевильской европейско-африканской области.
Ручные рубила из этой мастерской можно разделить на три группы: овальные, миндалевидные и треугольные. Все они изготовлялись из больших кусков яшмовидной породы.
История Монголии начинается давно.К концу нижнего палеолита или мустьерскому времени относятся мастерские у гор Бага-Богдо, 6 местонахождений у со мона Отцон-Маньет, мастерская в долине Суджи в Гобийском Алтае и ряд других. Для всех этих местонахождений характерны нуклеусы типичной леваллуазской формы, подтреугольные в плане.
На основе леваллуа-мустьерских традиций происходит формирование верхнего палеолита Монголии, который изучен в разных районах неравномерно. На востоке Монголии можно выделить несколько местонахождений, позволяющих в общих чертах получить представление о финальном этапе палеолита этого региона.
Первые находки палеолитических орудий на востоке МНР были сделаны в 1967 г. в 20 км к северу от Чойбалсана в местности Ульбит-Нур. Еще одно местонахождение палеолитических орудий открыто у источника Хуйтын-Булак, в 130 км от Чойбалсана по направлению к Халхин-Голу.
Судя по находкам у г. Чойбалсана и у источника Хуйтын- Булак, формирование верхнепалеолитической культуры Восточной Монголии происходило под влиянием двух районов: Западной Монголии с леваллуа-мустьерской и галечной индустрией, а также района Енисея и Ангары, о чем свидетельствуют характерные скребла сибирского типа.
Значительно лучше исследованы памятники верхнего палеолита в Центральной Монголии, в бассейне Селенги, Орхона и Толы. Одним из опорных памятников не только для Монголии, но и для сопредельных территорий может служить многослойное поселение Мойлтын-ам (Черемуховая падь) на левом берегу р. Орхона, открытое А.П. Окладниковым в 1949 г. Поселение расположено напротив ра шилин Древней столицы монгольских ханов Каракорума и знаменитого древнего храма Эрдени- Дзу,
Наиболее ранние горизонты Мойлтын-ама, видимо, относятся к самому началу верхнего палеолита, и типологически формы каменных орудий труда и нуклеусы очень близки к мусть- ерскнм. В третьем слое происходи! формирование комплекса, широко распространенного п значительной части Монголии, а также близкого к памятникам перхпего палеолита Алтая и Южной Сибири. Верхний горн «от характеризует финальный этап верхнего палеолит, и А П. Окладников датирует его временем от 15 тыс, до 12 10 тыс. лет.
По времени к нижним слоям Мойлтына ама близки такие местонахождении, как Зйсан-Тологой в районе г. Улан-Батора. Сангино, нижний горизонт стоянки на р. Улястай и у возвышенности Пулун Худжир. Для всех этих памятников еще характерны леиаллуа мустьерскис традиции, но уже с преобладающим комплексом каменных орудий, характерных для верхнего палеолита.
Финальный этап палеолита и переход к мезолиту представлен материалами раскопок поселения на горе Хере-Уул в Восточной Монголии, которые характеризуют новый этап в развитии культуры человека — оформление пластинчатой техники. Эта техника широко распространилась в Центральной, Восточной и Северной Азии и конце плейстоцена — начале голоцена. Известна она также на Аляске и Алеутских островах. В это время происходит и продвижение человека с юга на север, вплоть до Америки, о чем свидетельствует широкое распространение многих общих элементов в культуре и технике изготовления каменных орудий древнего человека на обширной территории.
В Восточной и Центральной Монголии развитие неолитических культур происходило в значительной степени под влиянием более древних культур этой территории.
К наиболее ранним неолитическим памятникам на этой территории относятся памятники типа поселений у оз. Ямат-Нур, в 10 км от стаииии Ховирга.
На этом поселении ярко проявляются многие архаичные черты: нуклеусы-скребки, резцы, комбинированные орудия находят аналогии в таких ранних памятниках, как, например, поселение на горе Хере-Уул. К раннему времени относятся и тесловидно-скрсблонидные инструменты. На оз. Ямат-Нур не найдено ни одного фрагмента керамики. Все это позволяет относить памятники этого типа к V—IV тысячелетиям до н. э.
Хронологически к поселению на оз. Ямат-Нур близки памятники, концентрирующиеся в районе г. Чойбалсана по берегам древних озерных котловин и по р. Керулену. К ним относятся такие памятники как пункт с очагами у горы Барун-Ульдзит, первый пункт на оз. Барун-Шоврог, поселение н. 9 вниз по течению Керулена от г. Чойбалсана и некоторые другие.
К несколько более позднему вримени относится памятники в которых встречаетси керамики с отпечатками шнура. Этот вид орнаментации был широко распространен и Восточной ц Северной Азии.
К III тысячелетию до н, э. и Восточной и Центральной Монголии относятся поселение на юре Оиоот, поселение Тимцаг- Булак и некоторые другие памятники. Наибольший интерес представляет поселение, открытое н 7 км на иоеюк от сомона Тамцаг-Булак.
Поселение состояло из нескольких десяткой жилищ. Раскопками вскрыты остатки нескольких больших иолуиод «емных жнилищ площадью до 40 ка, м и более. Входили и выхолили из жилища, по-видимому, через дымовое (Лперсте но снецннльно изготовленному бревну с зарубками, Подобная система и хода наблюдалась археологами в неолитических и более поздних носелениях севера и востока Азии, а также »т тарифами вплоть до XIX столетия.
Каменный инвентарь, обнаруженный при раскопках и Тамцаг-Булаке, характеризует определенный и ап и истории дренних племен Восточной Монголии, Наиболее типичны для поселения клиновидные и иодиризматичекие нуклеусы с одним и двумя фронтами снятия пластин.
При раскопках жилищ было собрано много орудий труди, изготовленных на ноженндных пласт ним х: рс«цы, ножи, вкладыши для ножей, проколки, скребки, В процентном отношении орудия из ноженндных пластин составляют абсолютное большинство. На поселении найдено много ретушированных пластин служивших лезвиями для составных ножей и кинжалов.
В жилищах найдены зернотерки, куранты, утяжелители дли палок-копалок. Широко использовалась па поселении кость. Из нес делали наконечники стрел, клинки основы для составных ножей и кинжалов, а также украшения,
Сравнительно немного найдено керамики. Все фрагменты толстостенные, слабонрофилированные. Большинство из них украшено параллельными, глубоко прочерченными линиями. Тесто с примесью мелкозернистого песка и раковин, хорошо уплотненное, в изломе светло желтого и темно-серого цвета.
К третьему этапу (конец III начало II тысячелетня до и. э.) на территории Восточной и Центральной Монголии относятся памятники, в которых пластинчатая техника вытесняется двусторонне ретушированными изделиями, Часть памятников этого типа относится уже к ранней брон и’, о чем свидетельствуют находки на оз. ХуГпын-Булак, в 130 км от г. Чой» балсана по дороге на Хал хин-Гол.
Следующий обширный район Центральной Азин, где наблюдается своеобразие в развитии неолитических культур,— южные сухие степи Монголии и пустыни Гоби, где человек вынужден был приспосабливаться к экстремальным природным условиям. В этом районе также можно выделить три основных этапа в развитии неолитических культур.
Наиболее ранние комплексы — позднего мезолита и раннего неолита — характеризуются наличием развитой пластинчатой техники и большого количества изделий из ножевидных пластин.
Древние комплексы в этом районе связаны с грядой древних дюн, заполняющих дно огромной древней котловины. Культурный слой выступает на поверхность в тех местах, где дюны развеяны ветром. Находки располагались скоплениями, концентрируясь около очагов и отдельными небольшими группами. Удалось выявить два горизонта, каждый из которых свидетельствовал об определенном этапе в развитии неолитических культур в этом регионе.
Наиболее древним был неолитический горизонт, уходящий непосредственно под основание дюн. Для него характерны каменные орудия и керамика, имеющие параллели в культурах раннего неолита Прибайкалья. О связях с предшествовавшим этапом свидетельствуют нуклеусы для скалывания ножевидных пластин и орудия труда на пластинах. По форме и технике изготовления они во многом повторяют более Древние варианты. О больших изменениях в культуре свидетельствует появление глиняной посуды. Сосуды имели полуяйцевидную форму, заостренное днище. Наружная поверхность у них покрыта текстильными оттисками, в том числе типичными для керамики Прибайкалья и Забайкалья оттисками сетки-плетенки. Известна она и в других таежных и лесостепных областях Сибири, а также по находкам в Маньчжурии и Северном Китае, вплоть до Великой китайской стены.
Связь с культурами Севера прослеживается также и по наличию наконечников стрел, ножей, вкладных лезвий, характерных для неолита Прибайкалья и Забайкалья. Формирование этой неолитической культуры, видимо, происходило на основе культуры племен, рассеявшихся здесь в эпоху мезолита, и пришлых охотников и рыболовов таежных и лесостепных районов Севера.
Не менее сложным представляется и следующий этап неолита Южной Монголии. Культурные горизонты этого этапа залегают непосредственно в толще дюнных отложений и связаны с довольно мощными погребенными почвами, перекрытыми песками. Изделия из ножевидных пластин в это время продолжают встречаться, но их в значительной мере уже заменили двусторонние ретушированные изделия. Совершенно иной облик имеет и керамика: сосуды тонкостенные, хорошо профилированные, с плоским дном. Появляется в это время и расписная керамика. Наружная поверхность сосудов часто окрашивалась красной краской. Встречались и фрагменты сосудов, имеющие настоя щую орнаментальную роспись, выполненную черной краской по красному фону. На некоторых поселениях темная краска наносилась по желтому фону. Расписная керамика довольно часто встречается в неолитических памятниках Южной Гоби.Важные изменения в это время происходят и в хозяйстве .На поселениях в большом количестве встречались зернотерки куранты и песты. Интересна и другая закономерность: культурные остатки этого времени встречались в основном в погребенных почвах.
Исследования неолитических памятников в Монголии позволили ответить на некоторые вопросы, связанные с верованиями и искусством древнего населения. Все погребения, найденные в Восточной Монголии, свидетельствуют о единстве погребаль- ных обрядов на обширной территории, а следовательно, и об определенном этническом единстве населения. Костяки находятся в сидячем положении, ориентированы лицом на запад или на восток. Могильная яма небольших размеров, настолько узкая,что в ней мог поместиться только один человек, сидя. Погребения были преимущественно очень бедными, и только погребенне. прорезавшее жилище № 1 в Тамцаг-Булаке, содержало украшения и костяные кинжалы с вкладными лезвиями.
В неолите у племен Восточной Монголии прослеживается культ животных. В Тамцаг-Булаке было открыто скопление, состоявшее из черепа какого-то небольшого животного и бус из орнаментированной кости и клыков марала. Еще одно скопление костей крупного животного, собранных и уложенных в специальное углубление, видимо, было погребением, связанным с культом животного. Несколько ритуальных захоронении костей диких животных открыто на стоянках в бассейне р. Керулена.
Об искусстве неолитических племен Монголии пока имеются довольно скудные сведения. Из украшений в восточных районах обнаружены подвески из клыков марала и бусины из раковин унно, а на юге Монголии известны бусины, изготовленные из скорлупы яиц страуса, некоторые из них украшены геометрическим орнаментом. В Монголии известны десятки, сотни тысяч рисунков. Хронологически они относятся в основном к бронзовому и железному векам. Четко датированных неолитических наскальных изображений практически неизвестно, хотя очень вероятно, что целый ряд древних картинных галерей на скалах относится к неолиту. К этому времени, по-видимому, можно отнести наскальные изображения у Ульдзнт-сомона в Центральной Гоби. На отшлифованных песками и покрытых скальным «загаром» плоскостях сланца здесь выбиты десятки изображений животных и людей. Многие рисунки покрыты таким же густым «загаром», как и скалы, на которых они выполнены. Наиболее древние сюжеты связаны с изображением дикой лошади с утрированным признаком пола. Эти изображения связаны с древними культами плодородия.
Распространение изделий из бронзы в Монголии происходит и середине – второй половине II гысичелетия до и. э. Наиболее яркие и массовые памятники эпохи раннего металла в Монголии относятся к карасукской культуре.
История Монголии