История Монголии

Древние культуры Монголии, возникшие в степях и пусты­нях Центральной Азии, были как бы связующим звеном между Средней и Восточной Азией. В настоящее время в нижнем па­леолите Монголии можно выделить две технические линии раз­вития: одна связана с грубыми галечными орудиями, другая– с изделиями типа ручных рубил, характерных для нижнего па­леолита культур ее западных районов.Вы многое узнайте про историю Монголии.



Наиболее древние комплексы с галечными орудиями иссле­довались в Западной и Восточной Монголии на р. Байдаргнйн- Гол, в районе Сайн-Шанда, в местности Хулд, в районе Кобдо. Для этих местонахождений характерны орудия типа чопперов, чоппингов, грубых скребел, нуклеусов с простейшей подработ­кой ударной площадки для снятия крупных отщепов. Все ору­дия труда отличаются архаичной формой и минимальными уси­лиями древнего мастера в оформлении рабочего лезвия.

Два местонахождения с галечными орудиями открыты на юго-востоке Монголии. Первое местонахождение расположено в 12 км от Сайнд-Шанда по дороге на Мандах-сомон. Второе — в 40 км от Мандах-сомона по дороге на Ундершил. Оба место­нахождения открыты на водораздельных террасах древних во­доемов, близких к озерным. Поверхность террас сложена ал­лювиальными отложениями, среди которых встречаются гальки диаметром до 25 см. Среди обычных, хорошо окатанных галек встречаются в этих пунктах и гальки со следами грубой оббивки.

Второе направление в технической традиции в обработке камня связано с изготовлением изделий типа рубил. В 1969 г. была открыта крупная мастерская в 3 км от горы Ярх, непода­леку от сомона Сурбан-Сайхан. В этой мастерской найдены не случайные, единичные экземпляры бифасов, а многочислен­ные серии, свидетельствующие о широко развитой технике дву­сторонней обработки изделий, близкой к мадрасской Южной Индии и аббевильской европейско-африканской области.

Ручные рубила из этой мастерской можно разделить на три группы: овальные, миндалевидные и треугольные. Все они из­готовлялись из больших кусков яшмовидной породы.

История Монголии начинается давно.К концу нижнего палеолита или мустьерскому времени от­носятся мастерские у гор Бага-Богдо, 6 местонахождений у со мона Отцон-Маньет, мастерская в долине Суджи в Гобийском Алтае и ряд других. Для всех этих местонахождений характер­ны нуклеусы типичной леваллуазской формы, подтреугольные в плане.

На основе леваллуа-мустьерских традиций происходит фор­мирование верхнего палеолита Монголии, который изучен в разных районах неравномерно. На востоке Монголии можно выделить несколько местонахождений, позволяющих в общих чертах получить представление о финальном этапе палеолита этого региона.

Первые находки палеолитических орудий на востоке МНР были сделаны в 1967 г. в 20 км к северу от Чойбалсана в мест­ности Ульбит-Нур. Еще одно местонахождение палеолитиче­ских орудий открыто у источника Хуйтын-Булак, в 130 км от Чойбалсана по направлению к Халхин-Голу.

Судя по находкам у г. Чойбалсана и у источника Хуйтын- Булак, формирование верхнепалеолитической культуры Восточ­ной Монголии происходило под влиянием двух районов: Запад­ной Монголии с леваллуа-мустьерской и галечной индустрией, а также района Енисея и Ангары, о чем свидетельствуют харак­терные скребла сибирского типа.

Значительно лучше исследованы памятники верхнего палео­лита в Центральной Монголии, в бассейне Селенги, Орхона и Толы. Одним из опорных памятников не только для Монголии, но и для сопредельных территорий может служить многослой­ное поселение Мойлтын-ам (Черемуховая падь) на левом берегу р. Орхона, открытое А.П.  Окладниковым в 1949 г. Поселе­ние расположено напротив ра шилин Древней столицы монголь­ских ханов Каракорума и знаменитого древнего храма Эрдени- Дзу,

Наиболее ранние горизонты Мойлтын-ама, видимо, относят­ся к самому началу верхнего палеолита, и типологически фор­мы каменных орудий труда и нуклеусы очень близки к мусть- ерскнм. В третьем слое происходи! формирование комплекса, широко распространенного п значительной части Монголии, а также близкого к памятникам перхпего палеолита Алтая и Южной Сибири. Верхний горн «от характеризует финальный этап верхнего палеолит, и А П. Окладников датирует его временем от 15 тыс, до 12 10 тыс. лет.

По времени к нижним слоям Мойлтына ама близки такие местонахождении, как Зйсан-Тологой в районе г. Улан-Бато­ра. Сангино, нижний горизонт стоянки на р. Улястай и у воз­вышенности Пулун Худжир. Для всех этих памятников еще ха­рактерны леиаллуа мустьерскис традиции, но уже с преобла­дающим комплексом каменных орудий, характерных для верх­него палеолита.

Финальный этап палеолита и переход к мезолиту представ­лен материалами раскопок поселения на горе Хере-Уул в Во­сточной Монголии, которые характеризуют новый этап в разви­тии культуры человека — оформление пластинчатой техники. Эта техника широко распространилась в Центральной, Восточ­ной и Северной Азии и конце плейстоцена — начале голоцена. Известна она также на Аляске и Алеутских островах. В это время происходит и продвижение человека с юга на север, вплоть до Америки, о чем свидетельствует широкое распрост­ранение многих общих элементов в культуре и технике изго­товления каменных орудий древнего человека на обширной тер­ритории.

В Восточной и Центральной Монголии развитие неолитиче­ских культур происходило в значительной степени под влияни­ем более древних культур этой территории.

К наиболее ранним неолитическим памятникам на этой тер­ритории относятся памятники типа поселений у оз. Ямат-Нур, в 10 км от стаииии Ховирга.

На этом поселении ярко проявляются многие архаичные черты: нуклеусы-скребки, резцы, комбинированные орудия на­ходят аналогии в таких ранних памятниках, как, например, по­селение на горе Хере-Уул. К раннему времени относятся и тесловидно-скрсблонидные инструменты. На оз. Ямат-Нур не найдено ни одного фрагмента керамики. Все это позволяет от­носить памятники этого типа к V—IV тысячелетиям до н. э.

Хронологически к поселению на оз. Ямат-Нур близки па­мятники, концентрирующиеся в районе г. Чойбалсана по бере­гам древних озерных котловин и по р. Керулену. К ним отно­сятся такие памятники как пункт с очагами у горы Барун-Ульдзит, первый пункт на оз. Барун-Шоврог, поселение н. 9 вниз по течению Керулена от г. Чойбалсана и некоторые другие.

К несколько более позднему вримени относится памятники в которых встречаетси керамики с отпечатками шнура. Этот вид орнаментации был широко распространен и Восточной ц Северной Азии.

К III тысячелетию до н, э. и Восточной и Центральной Монголии относятся поселение на юре Оиоот, поселение Тимцаг- Булак и некоторые другие памятники. Наибольший интерес представляет поселение, открытое н 7 км на иоеюк от сомона Тамцаг-Булак.

Поселение состояло из нескольких десяткой жилищ. Раскопками вскрыты остатки нескольких больших иолуиод «емных жнилищ площадью до 40 ка, м и более. Входили и выхолили из жилища, по-видимому, через дымовое (Лперсте но снецннльно изготовленному бревну с зарубками, Подобная система и хода наблюдалась археологами в неолитических и более поздних носелениях севера и востока Азии, а также »т тарифами вплоть до XIX столетия.

Каменный инвентарь, обнаруженный при раскопках и Тамцаг-Булаке, характеризует определенный и ап и истории дренних племен Восточной Монголии, Наиболее типичны для посе­ления клиновидные и иодиризматичекие нуклеусы с одним и двумя фронтами снятия пластин.

При раскопках жилищ было собрано много орудий труди, изготовленных на ноженндных пласт ним х: рс«цы, ножи, вкладыши для ножей, проколки, скребки, В процентном отношении орудия из ноженндных пластин составляют абсолютное большинство. На поселении найдено много ретушированных пластин служивших лезвиями для составных ножей и кинжалов.

В жилищах найдены зернотерки, куранты, утяжелители дли палок-копалок. Широко использовалась па поселении кость. Из нес делали наконечники стрел, клинки основы для составных ножей и кинжалов, а также украшения,

Сравнительно немного найдено керамики. Все фрагменты толстостенные, слабонрофилированные. Большинство из них украшено параллельными, глубоко прочерченными линиями. Тесто с примесью мелкозернистого песка и раковин, хорошо уплотненное, в изломе светло желтого и темно-серого цвета.

К третьему этапу (конец III начало II тысячелетня до и. э.) на территории Восточной и Центральной Монголии относятся памятники, в которых пластинчатая техника вытес­няется двусторонне ретушированными изделиями, Часть памят­ников этого типа относится уже к ранней брон и’, о чем свиде­тельствуют находки на оз. ХуГпын-Булак, в 130 км от г. Чой» балсана по дороге на Хал хин-Гол.

Следующий обширный район Центральной Азин, где наблю­дается своеобразие в развитии неолитических культур,— южные  сухие степи Монголии и пустыни Гоби, где человек вынужден был приспосабливаться к экстремальным природным услови­ям. В этом районе также можно выделить три основных этапа в развитии неолитических культур.

Наиболее ранние комплексы — позднего мезолита и раннего неолита — характеризуются наличием развитой пластинчатой техники и большого количества изделий из ножевидных пла­стин.

Древние комплексы в этом районе связаны с грядой древних дюн, заполняющих дно огромной древней котловины. Культур­ный слой выступает на поверхность в тех местах, где дюны раз­веяны ветром. Находки располагались скоплениями, концентри­руясь около очагов и отдельными небольшими группами. Уда­лось выявить два горизонта, каждый из которых свидетельство­вал об определенном этапе в развитии неолитических культур в этом регионе.

Наиболее древним был неолитический горизонт, уходящий непосредственно под основание дюн. Для него характерны ка­менные орудия и керамика, имеющие параллели в культурах раннего неолита Прибайкалья. О связях с предшествовавшим этапом свидетельствуют нуклеусы для скалывания ножевидных пластин и орудия труда на пластинах. По форме и технике из­готовления они во многом повторяют более Древние варианты. О больших изменениях в культуре свидетельствует появление глиняной посуды. Сосуды имели полуяйцевидную форму, заост­ренное днище. Наружная поверхность у них покрыта текстиль­ными оттисками, в том числе типичными для керамики Прибай­калья и Забайкалья оттисками сетки-плетенки. Известна она и в других таежных и лесостепных областях Сибири, а также по находкам в Маньчжурии и Северном Китае, вплоть до Великой китайской стены.

Связь с культурами Севера прослеживается также и по на­личию наконечников стрел, ножей, вкладных лезвий, характер­ных для неолита Прибайкалья и Забайкалья. Формирование этой неолитической культуры, видимо, происходило на основе культуры племен, рассеявшихся здесь в эпоху мезолита, и пришлых охотников и рыболовов таежных и лесостепных райо­нов Севера.

Не менее сложным представляется и следующий этап неоли­та Южной Монголии. Культурные горизонты этого этапа зале­гают непосредственно в толще дюнных отложений и связаны с довольно мощными погребенными почвами, перекрытыми песка­ми. Изделия из ножевидных пластин в это время продолжают встречаться, но их в значительной мере уже заменили двусто­ронние ретушированные изделия. Совершенно иной облик имеет и керамика: сосуды тонкостенные, хорошо профилированные, с плоским дном. Появляется в это время и расписная керамика. Наружная поверхность сосудов часто окрашивалась красной краской. Встречались и фрагменты сосудов, имеющие настоя щую орнаментальную роспись, выполненную черной краской по красному фону. На некоторых поселениях темная краска наносилась по желтому фону. Расписная керамика довольно часто встречается в неолитических памятниках Южной Гоби.Важные изменения в это время происходят и в хозяйстве .На поселениях в большом количестве встречались зернотерки куранты и песты. Интересна и другая закономерность: культурные остатки этого времени встречались в основном в погребенных почвах.
Исследования неолитических памятников в Монголии позволили ответить на некоторые вопросы, связанные с верованиями и искусством древнего населения. Все погребения, найденные в Восточной Монголии, свидетельствуют о единстве погребаль- ных обрядов на обширной территории, а следовательно, и об определенном этническом единстве населения. Костяки находятся в сидячем положении, ориентированы лицом на запад или на восток. Могильная яма небольших размеров, настолько узкая,что в ней мог поместиться только один человек, сидя. Погребения были преимущественно очень бедными, и только погребенне. прорезавшее жилище № 1 в Тамцаг-Булаке, содержало украшения и костяные кинжалы с вкладными лезвиями.


В неолите у племен Восточной Монголии прослеживается культ животных. В Тамцаг-Булаке было открыто скопление, состоявшее из черепа какого-то небольшого животного и бус из орнаментированной кости и клыков марала. Еще одно скопление костей крупного животного, собранных и уложенных в специальное углубление, видимо, было погребением, связанным с культом животного. Несколько ритуальных захоронении костей диких животных открыто на стоянках в бассейне р. Керулена.
Об искусстве неолитических племен Монголии пока имеются довольно скудные сведения. Из украшений в восточных районах обнаружены подвески из клыков марала и бусины из раковин унно, а на юге Монголии известны бусины, изготовленные из скорлупы яиц страуса, некоторые из них украшены геометрическим орнаментом. В Монголии известны десятки, сотни тысяч рисунков. Хронологически они относятся в основном к бронзовому и железному векам. Четко датированных неолитических наскальных изображений практически неизвестно, хотя очень вероятно, что целый ряд древних картинных галерей на скалах относится к неолиту. К этому времени, по-видимому, можно отнести наскальные изображения у Ульдзнт-сомона в Центральной Гоби. На отшлифованных песками и покрытых скальным «загаром» плоскостях сланца здесь выбиты десятки изображений животных и людей. Многие рисунки покрыты таким же густым «загаром», как и скалы, на которых они выполнены. Наиболее древние сюжеты связаны с изображением дикой лошади с утрированным признаком пола. Эти изображения связаны с древними культами плодородия.
Распространение изделий из бронзы в Монголии происходит и середине – второй половине II гысичелетия до и. э. Наиболее яркие и массовые памятники эпохи раннего металла в Монголии относятся к карасукской культуре.

История Монголии



This entry was posted in История Монголии, История стран мира. Bookmark the permalink.