Боги представлялись индийцам человекоподобными существами, только бессмертными и могущественными. Они определяли судьбы людей, силы и явления природы, олицетворяя собой грозу, ветер, дождь, огонь, Солнце, Луну, Небо и т. д. Их сонм стал уподобляться человеческому обществу; военным вождем и царем стал бог-громовержец Индра, судьей — бог Неба Вару-на, жрецом — бог огня Агни, дружинниками Индры — Маруты. Появились боги-ремесленники, боги-лекари, музыканты и плясуньи. покровители земледельцев, пастухов и т. д. Основным в культе было жертвоприношение мясом, зерном, молоком, маслом. медом, пьянящим напитком сомой . Считалось, что если жертвы достаточно обильны и принесены в соответствии с ритуалом, то боги обеспечат все, что требуется людям, — долголетие, потомство, урожай, приплод скота и пр. Наряду с доброжелательными богами существовали и враждебные, от которых приходилось оберегаться совершением магических обрядов,
К концу ведийского периода складывается учение о бренном теле и нетленной душе, которая после смерти попадает или в царство богов, или в преисподнюю. Куда именно, это определяется кармой — соотношением злых и добрых дел, которые человек совершил в жизни. Пробыв в аду или в раю длительное время, душа возрождается в теле какого-либо живого существа опять-таки в зависимости от кармы: знатным и богатым, или шудрой и рабом, или даже животным. Таким образом, учение о карме освобождало не только господствующие классы, но даже богов от ответственности за существование несправедливости и неравенства: всякий занимает то место в обществе, которое он заслужил своими деяниями в предшествующей жиз-ни, а в этой жизни ревностным исполнением дхармы он зарабатывает себе благую жизнь в будущем. Неудивительно, что столь совершённая идеологическая конструкция легла в основу морально-этических учений всех более поздних индийских религий.
О высоком уровне духовной культуры индийцев того времени говорит уже существование самой ведийской литературы, обширной н разнообразной, включающей в себя сборники гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала и толкований священных текстов, поэтических и прозаических. Древнейший и важнейший памятник «Ригведа» состоит из более чем тысячи гимнов богам, относящихся еще ко II тысячелетию до н. э. В поздней части Вед (в Упанишадах) обсуждаются вопросы соотношения духовного начала и материи, движущие силы жизненных процессов и другие, выходящие за рамки теологии н свидетельствующие о зарождении философского мышления.
В ведийский период происходило и развитие эпического творчества. Но предания и былины этого времени были записаны значительно позже их создания и оказались столь основательно переработанными, что использовать их текст для характеристики времени их сочинения очень трудно.
К ведийскому периоду относится зарождение наук, главным образом в связи с нуждами культа, — языкознания (изучение религиозных текстов), астрономии (определение времени совершения обрядов), геометрии (сооружение сложных жертвенных алтарей). В искусствах достижения были скромными. Наиболее обычными их памятниками были в других странах дворцы, храмы, предметы роскоши и религиозного культа, но в Индии образ жизни даже знати был еще простой, города мало отличались от деревень, храмов не было (ведийский ритуал не требовал их), культ предков ограничивался совершением поминальных трапез; нет прямых данных о существовании изображений богов и идолопоклонства.