На последний период индийской древности приходится расцвет ее культуры. Возникает письменная художественная литература. Важнейшими памятниками ее являются две большие уже упоминавшиеся поэмы, написанные на санскрите, — «Махабхарата» и «Рамаяна», в основе которых лежат более ранние устные предания. В первой рассказывается о междоусобной борьбе за престол потомков царя Бхараты: современное название Республики Индии на языке хинди — Бхарат — означает «Страна потомков Бхараты». «Рамаяна» рассказывает о подвигах царевича Рамы и о его походе на о-в Ланку. Древние сказания обработаны в них так, чтобы наряду с добродетелями,, вообще воспеваемыми в эпосе (храбрость, верность, правдивость), возвысить смирение гордыни, послушание старшим и царю, благочестие. Для этого в текст введены вставные эпизоды, мифы и целые трактаты о морали и философии; особенно много подобных включений содержит «Махабхарата».
Приобретают характер трактатов сборники наставлений по дхарме (дхармашастры), наставлений по искусству государственного управления (до нас дошла обширная «Артхашастра», составленная в I в.). Популярны были сборники нравоучительных рассказов, в которых широко использовался фольклорный материал. Санскритские сборники «Панчатантра» и «Хитопаде-ша», а также палийские «Джатаки» (рассказы о жизни Будды и его предшествующих существованиях) приобрели широкое распространение за рубежом и оказали большое влияние на литературы других народов Востока и даже Европы (басенный жанр). Самым прославленным древнеиндийским писателем был Калидаса, живший, вероятно, во время царствования Чандрагупты II. Его драма «Шакунтала» ставилась на многих сценах мира.
Культура древней Индии.
Индийский театр очень древен; упоминания о труппах бродячих актеров относятся еще к середине I тысячелетия до н. э. .
Народный театр дал начало придворному, о котором имеются подробные сведения, так как сохранилось большое число драматических произведений и трактат о сценическом искусстве. Сюжеты пьес чаще всего заимствовались из эпоса. Прозаический текст часто перемежался с поэтическим, особенно в лирических монологах героев и в изречениях назидательного свойства. Нередкими были песенные и танцевальные номера. Пьесы должны были иметь благополучный конец, и в них не полагалось изображать убийства, сражения или мятежи. Действующие лица говорили на разных языках и диалектах: цари и брахманы говорили на санскрите, прочие персонажи на разговорных языках, но различных, чтобы подчеркнуть их неодинаковое общественное положение.
Жилые здания — каменные или на каменном фундаменте — строились все еще только в богатых камнем районах. Храмовые строения были еще невелики, приземисты, с плоской крышей, а внутреннее убранство их напоминало пещерные храмы, которые возникли раньше наземных. К концу древности храмы начинают украшаться пирамидальными башнями (имитациями горы), которые и позднее остаются характерной особенностью храмостроительства.
В скульптуре первых веков нашей эры наиболее значительными явились матхурская (г. Матхур) и гандхарская (Гандха-ра — крайняя северо-западная область страны) школы. Первая возникла на индийской основе как продолжение традиции маурийского времени. Вторая — гандхарская скульптура — представляла собой сложный сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем воздействии эллинистического искусства. Возникла портретная скульптура — Будда стал изображаться в человеческом облике (ранее он изображался в виде символов). Живопись древней Индии известна главным образом по прославленным росписям (сюжетным и декоративным), сохранившимся в буддийских пещерах и монастырях Ад-жанты; древнейшие из них восходят к I в. .
Культура древней Индии. История Мира