Хотя буддизм проник в Шри-Ланку и укрепился там, в самой Индии он оставался преимущественно религией монашества и преобладающего влияния в массах не добился. Поэтому в начале нашей эры в нем на первый план начинает выдвигаться течение махаяна («большая колесница», т. е. широкий путь спасения), называвшееся .так в отличие от зафиксированного в «Палийском каноне», за которым утвердилось название хинаяна («малая колесница», т. е. узкий путь спасения). Если в хинаяне достижение конечного «спасения» требовало вступления в монахи, то согласно махаяне нирваны мог достичь и мирянин, старательно исполняющий буддийские моральные предписания. В хинаяне каждый верующий должен был самостоятельно идти по пути, указанному Буддой, а в махаяне же он мог рассчитывать на помощь бодхисатв — святых, уже вплотную подошедших к тому, чтобы стать буддами, но добровольно воздержавшихся от этого ради оказания помощи страждущему человечеству.
Происходит обожествление Будды и его изображений, создается обширный пантеон будд и бодхисатв. Возникают обряды богослужения, молитвенный ритуал, большое значение приобретают заклинания, реликвии, амулеты. Буддийские монахи из отрешившихся от всего земного проповедников учения Будды превращаются в служителей культа. Буддизм таким образом сближается с идолопоклонническими религиями, для которых характерным оставалось богопочитание, жертвоприношение и насыщенная элементами мзгии сложная обрядность. Это облегчило его превращение в мировую религию и способствовало успеху в странах, далеких от Индии не только географически, но и по условиям жизни.
Религия и культура Индии .
В первые века нашей эры буддизм в форме махаяны распространяется в Средней Азии, проникает в Китай, а через него в Корею и Японию, всюду встречая поддержку местных правительств.
Индийцы делают большие успехи в области математики и астрономии. Крупнейшим вкладом в мировую науку явилось создание и внедрение в обиход десятичной позиционной системы счисления и нумерации с применением нуля. Получившие всеобщее распространение «арабские цифры» в действительности заимствованы (с некоторыми изменениями) арабами у индийцев; сами арабы называют их «индийскими». Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицей синусов. Астроном Арьябхата (V в) знал, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных и притом огромных расстояниях от Земли, что Земля движется в космосе. Относительно познаний индийцев в других науках (механике, гидравлике, химии) мы не имеем достаточных письменных свидетельств, но можем судить по их практическим достижениям в строительстве зданий, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Индийская медицина (аюрведа — наука о долголетии) славилась далеко за пределами страны, и высшая знать других стран охотно приглашала к себе индийских врачей. Нельзя не упомянуть и о том, что Индия является родиной шахмат.
Идеалистическая философия была неизбежно тесно’связана с богословием. Но религии были разными, да и у приверженцев одной и той же религии существовали различные подходы к решению основной проблемы— «спасения». Только в индуистской философии насчитывалось шесть основных ортодоксальных систем, в буддийской — четыре, не считая множества сектантских учений; кроме того, существовала развитая философская школа у джайнов, приверженцев религии, возникшей одновременно с буддизмом и имеющей немало сторонников и в настоящее время. К достижениям древнеиндийской идеалистической философской мысли следует отнести учение буддистов о постоянной изменчивости мира, в индуистской философии высказывались идеи об атомистическом строении Вселенной, рассматривались проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разрабатывались системы логической аргументации и толкования древних текстов.
Уже упоминалось о существовании и в Индии с очень глубокой древности атеизма. Это не было проявлением простого нигилизма. Атеисты чарваки (называвшиеся и локаятиками) имели и свою материалистическую философию. Единственной реальностью они считали материю, а единственным достоверным источником познания — чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из соединений основных первоэлементов — воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование богов, бессмертной души, отвергали учение об аде и рае, о переселении душ и закон кармы, религиозные обряды и священные писания, сочиненные, как они утверждали, из корыстных соображений невеждами и мошенниками.
К концу древности былая изолированность Индии ушла в прошлое. Укрепляются ее экономические, культурные и политические связи с внешним миром. Морские путешествия в другие страны становятся все более обычным явлением. Начинается переселение индийцев не только на близлежащую Шри-Ланку, но и в более отдаленные страны Юго-Восточной Азии. Распространялись индийские религии, литература и театр, а с ними языки: в Шри-Ланке до сих пор, как и в древности, говорят на индийских языках — сингальском и тамильском, а в языки народов других соседних стран проникло огромное число заимствований.
Когда в I—II вв. часть Средней Азии и часть Индии вошли в состав Кушанской империи, культурное взаимодействие народов этих стран оказалось весьма плодотворным. В Центральную и Среднюю Азию проникает буддизм. Советские археологи • обнаружили в среднеазиатских республиках много развалин буддийских пещерных и наземных монастырей, иногда огромных размеров. Сюда проникли индийская литература, языки,, предметы культа и т. д. ^ ^ЗШв I Отношения между Индией и Китаем вплоть до рубежа на- I шей эры были только эпизодическими. И здесь картина изменилась с распространением в Китае буддизма. Достоверные сведения о его проникновении в Китай относятся к I в., когда сюда прибыли первые миссионеры. Китайскому буддийскому духовенству требовалось огромное количество религиозной литературы, предметов культа. При чтении, изучении, переводе на китайский язык и переписывании оригиналов китайские буддисты изучали языки Индии, религиозную и научную терминологию, понятия, знакомились с литературными жанрами, осваивали опыт строительства храмов и монастырей, производства предметов культа. Обратное китайское влияние на Индию не было значительным. Если в Китай из Индии ехали миссионеры и наставники, то в Индию только почтительные паломники. Некоторые из последних (Фа Сянь, Сунь Юн, а несколько позже Сюань Цзан и И Цзин) оставили описания своих путешествий, содержащие ценные сведения об Индии в древности и раннем средневековье.
Через Китай культурное влияние Индии распространялось и на другие страны Дальнего Востока (Корею, Японию), непосредственные контакты которых с Индией были слабыми. Огромным было влияние индийской культуры на Тибет.
Религия и культура Индии . История Мира