Объективной предпосылкой преодоления политической разобщенности Срединных царств служил начавшийся во второй половине I тысячелетия до н. э. процесс консолидации этнической общности хуася — древних китайцев, роста их этнического самосознания. К IV—III вв. до н. э. жители всех древнекитайских государств осознали себя единым народом, отличающимся по языку и особенностям культуры от своего этнического окружения.
В этом смысле объединение древнего Китая, осуществленное в конце III в. до н. э. правителем царства Цинь, существенно отличалось, например, от создания «мировой» державы Александра Македонского, подчинившего своей власти разнородное по этническому составу население многих стран Азии.
Решающая победа над последним противником была одержана Цинь в 221 г. до н. э. На территории Воюющих царств возникло единое государство — первая в истории Китая централизованная империя. Правитель ее принял титул Цинь Шиху-ан — Первый император, предполагая, что созданная им династия отныне будет править «на протяжении десяти тысяч поколений».
Создание империи Цинь требовало проведения важных реформ в административной области: необходима была система управления страной, соответствующая изменившимся условиям. Цинь Шихуан действовал как идейный преемник Шан Яна, Он вводит новое единое территориальное деление на округа, уезды и волости, реформирует центральный государственный аппарат, стремясь добиться максимального сосредоточения реальной власти в своих руках. Одновременно проводится унификация мер и весов, письменности, законов.
Цинь Шихуан перестраивает столицу, приказывая возвести несколько новых дворцов, в архитектурном стиле которых соединились бы традиционные особенности всех покоренных им царств. Вскоре после восшествия на императорский престол Цинь Шихуан начинает строительство своей будущей усыпальницы — грандиозного подземного сооружения, призванного символизировать могущество империи.
В результате археологических раскопок некоторых погребений, произведенных в непосредственной близости от могилы объединителя Китая, были обнаружены керамические статуи воинов дворцовой охраны — пеших и конных, позволяющие с большой степенью достоверности восстановить не только то, как были вооружены и* оснащены войска III в. до н. э., но и структуру воинских подразделений.
Это, несомненно, было боеспособное войско, обладавшее выучкой и большим опытом ведения войны. Применить этот опыт армиям Цинь Шихуана вскоре пришлось, впрочем, в условиях, к которым они не были подготовлены ни морально, ни тактически.