История древнего Китая

Историю империи Хань в I—III вв. отличает еще одна особенность — в этот период впервые налаживаются постоянные контакты со многими другими странами Центральной и Западной Азии и косвенным образом даже с Римом. Ослабление хунну открыло древним китайцам путь в Западный край — прежде всего в бассейн Тарима, где с конца I тысячелетия до н. э. существовали независимые государства с населением индоевропейского происхождения.



Еще во II в. до н. э., после того как У-ди отправил в Западный край своего эмиссара Чжан Цяня, империя Хань старалась оказывать влияние на внешнеполитическую ориентацию этих государств. Была введена должность «генерала-протектора» Западного края, а в некоторых районах основаны небольшие ханьские военные поселения. Однако внутренние войны начала I в. прервали связи Хань с Западным краем. Поэтому после разгрома хунну в эти края направляется миссия во главе с Бань Чао, которому удается восстановить здесь влияние Хань. В 98 г. Бань Чао посылает своего помощника Гань Ина с посольством в Рим.

Мероприятие это завершилось неудачей, но все же китайцы установили в этот период постоянные отношения с Парфией. Дипломатические отношения с Западным краем способствовали регулярным торговым связям между империей Хань и странами Ближнего Востока, осуществлявшимся по так называемому Шелковому пути через бассейн Тарима . История древнего Китая….

Контакты с ближневосточными цивилизациями не могли не оказать воздействие на развитие древнекитайской культуры, что начинает сказываться уже в первых веках нашей эры. Очень существенны были результаты культурных связей с Южной Азией, откуда во II в. в Китай через посредство стран Западного края распространился буддизм.

Социально-экономическое развитие древнекитайского общества в I—II вв., возвышение «сильных домов», децентрализация привели к ситуации, когда социальные противоречия резко обострились. Не было единства и в среде господствовавшего класса. II век отмечен борьбой между отдельными группировками власть имущих, большое значение имели также «ученые» и придворные евнухи. В это же время во многих частях страны возникают религиозные секты, проповедовавшие скорое начало новой эры «великого благоденствия». В 184 г. по ханьскому календарю должен был начаться очередной шестидесятилетний цикл летосчисления. К началу этого года сторонники одного из даосских проповедников, Чжао Цзяо, приурочили выступление против династии.

Вспыхнувшее восстание Желтых повязок парализовало всю страну. Императорская армия была не в состоянии подавить восстание. Эту задачу взяли на себя несколько «сильных домов», добившихся своей цели, а заодно они ликвидировали и последнего ханьского императора. Затем началась ожесточенная борьба между военачальниками, возглавлявшими карательные экспедиции против Желтых повязок.

Разгромив одного из главных своих конкурентов, верх на севере одержал Цао Цао, на юго-западе — Лю Бэй, на юге — Сунь Цюань. В 208 г. произошла битва при Красной стене, в которой решался вопрос, сумеет ли Цао Цао одолеть объединенные силы Лю Бэя и Сунь Цюаня. Но он потерпел поражение, после которого ни один из претендентов на власть не смог добиться решающего перевеса над соперниками. Так в начале III в. на смену централизованной империи Хань, просуществовавшей в Китае в общей сложности более четырех столетий, пришло Троецарствие, когда страна оказалась разделенной на три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У.

Кратковременный период единства, достигнутого династией Цзинь в А 280 г., вскоре сменился ситуацией, когда на юге Китая сущест-I вовала китайская династия, а на севере одно за другим возникали и гибли государства, созданные кочевниками: хунну, сяньби, цянами. Эпоха Северных и Южных династий была временем интенсивных межэтнических контактов, в результате которых значительно изменился древнекитайский этнос, оказавшийся на грани расчленения. Важные сдвиги происходили в этот период и в социально-экономическом строе общества, стоявшего на пороге средних веков.

История древнего Китая.



This entry was posted in История древнего Китая. Bookmark the permalink.